Конфликтная личность: как распознать и как себя вести

Конфликт – состязание сторон с разнонаправленными интересами. Избежать конфликтов невозможно, тем не менее, возможно научиться вести себя наиболее эффективным образом в конфликтных ситуациях, снижать, по возможности, их отрицательные последствия. Любой конфликт связан с эмоциональными переживаниями, является источником стресса. За стрессом следует депрессия, неконструктивные способы «выхода» из ситуации – переедание, алкоголизм, курение, употребление наркотических веществ.

Под конфликтностью личности понимают свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. Такие люди часто инициируют конфликты, независимо от того имеется ли объективный повод. Выделяют несколько типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный. Их характеристики рознятся.

Демонстративный тип. Стремится быть в центре внимания, часто оказывается источником конфликтов, хотя и не признает этого. Реагирует бурно и эмоционально.

Ригидный тип. Подозрителен, негибок, отсутствует критическое восприятие окружающей действительности. Нуждается в постоянном подтверждении своей значимости.

Неуправляемый тип. Его поведение практически непредсказуемо. Импульсивная личность, пренебрегающая общепринятыми нормами. Высокий уровень агрессии.

Сверхточный тип. Отличается повышенными требованиями к себе и окружающим, обидчив, тревожен. Сдержан в эмоциональных проявлениях.

Бесконфликтный тип. Неустойчив в оценках и мнениях, чрезмерно подвержен чужому мнению. Стремится к избеганию конфликтных ситуаций. Имеет слабую волю.

Если Вы поняли, что ваш визави – конфликтная личность, проявите терпение. Важно адекватно оценить обстановку. Не делайте поспешных выводов! Определите эмоциональное состояние «скандалиста», если хотите продолжить с ним общение, придется дать ему возможность «выпустить пар». Не принимайте его слова на свой счет!

Помните, что за конфликтным поведением скрываются психологические трудности. Так, иногда сверхагрессивный человек прячет за агрессией тревожность и страхи, в частности страх разоблачения своей некомпетентности. Настаивайте на том, чтобы «сложный» человек  говорил правду. Продемонстрируйте свою готовность к сотрудничеству. Шагом к преодолению конфликта служит использование инструментов общения: выражайте свои мысли доходчиво, обсуждайте сложившуюся ситуацию, не оставляйте неясностей, умейте слушать другого. Ваше поведение будет более эффективным, если Вы определите сущность конфликта, его причины, действия по его разрешению. Решение проблемы предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения. Скорее всего, придется искать компромисс, то есть решение проблемы, соответствующее интересам обеих сторон. Не стоит идти на необдуманные уступки, не забывайте о собственных интересах.

Конфликт – факт нашего существования в социуме. Конфликты часто являются функциональной силой – своего рода двигателем прогресса. Конфликт не должен разрушать, а для этого им нужно научиться управлять.

Валентина Федорова, психотерапевт
www.doctorfedorova.ru

Возврат к списку




+7 (495) 792-74-56 (круглосуточно)

Внимание акция! Скидка на пребывание и лечение.
 
9 500 руб в сутки, включая МРТ!
Каждую пятницу консультации бесплатно. Запишитесь по телефону.