Олигофрения

В том случае, если основной дефицит состоит в отставании развития, то речь может идти либо о недоразвитии, либо о задержке психического развития. Когда основной дефект состоит в поломке психической функции, то можно говорить либо о поврежденном развитии, либо о дефицитарном развитии. И, наконец, если причиной основного дефицита является асинхрония психического развития, то речь идет об искаженном развитии или же о дисгармоническом развитии личности. Остановимся подробно на варианте недоразвития (умственной отсталости), которая является более грубым вариантом отставания в развитии, нежели задержка психического развития (ЗПР). Олигофрения, умственная отсталость – это врожденное или рано приобретенное общее психическое, интеллектуальное недоразвитие, слабоумие, которое является необратимым и может диагностироваться в достаточно раннем возрасте (до 3-х лет).

Происхождение, этиологию олигофрении в более чем 50 % случаев связывают с генетическими нарушениями (болезнь Дауна, фенилкетонурия и пр.). Также к потенциально патологическим фактора относят различного рода интоксикации, перенесенные заболевания матери во время беременности, накопление патологического фонда у родителей, перенесенные ребенком в раннем возрасте (в основном, до 2-3-х лет) заболевания, способные привести к нейроинфекции, родовые травмы, черепно-мозговые травмы в раннем детстве.

Для общего психического недоразвития, олигофрении характерно раннее время поражения, необратимость дефекта, непрогредиентность (отсутствие динамики интеллектуального состояния), выраженная незрелость мозговых структур, инертность всех психических процессов и первичная дефицитарность именно высших психических функций. Среди детей с диагнозом «олигофрения» примерно в два раза больше мужчин, чем женщин (Э.Г. Эйдемиллер).

По степени наблюдающегося дефекта УО подразделяют на:

  • идиотию (отсутствие речи, навыков опрятности и самообслуживания, IQ менее 35);
  • имбицильность (имеются отдельные слова и простые навыки опрятности, IQ в диапазоне от 35 до 50);
  • легкая умственная отсталость - дебильность, (IQ от 50 до 69, есть речь, доступны навыки самообслуживания, возможно обучение некоторым операциям).
Г.Е. Сухарева выделяла два маркера олигофрении. Во-первых, это тотальность нарушения. Нарушаются все сферы развития: физические нарушения в виде лицевых асимметрий, косоглазия, отсутствия мочек ушей, макро-/микроцефалии и пр.; эндокринные нарушения; интеллектуальные нарушения (интеллект страдает первично). Во-вторых, это иерархичность имеющихся нарушений. В пределах одной и той же психической функции нарушения происходят неравномерно. Как было указано выше, особо страдают высшие психические функции, отличающиеся от натуральных своим социальным происхождением, иерархическим строение, произвольностью и опосредованностью. Например, натуральная память, механическое запоминание может быть сохранно, в то время как звено опосредованого, ассоциативного запоминания будет повреждено.

В отличие от нормативного развития, введение ассоциативного, опосредующего звена не приводит к увеличению продуктивности запоминания, а может даже ухудшить результаты. В психологической и медицинской практике даже выделяют атипичную форму олигофрении, при которой наблюдается необычайно высокий уровень развития механической памяти (мнемонисты).

При сохранности речи на уровне простой фразы в речи дети с подобного рода нарушениями могут не воспроизводить сложные речевые конструкции. Хороший уровень развития наглядно-действенного мышления часто сочетает с дефицитарностью наглядно-образного, и особо, вербально-логического мышления. Главный критерий, который позволяет отличить умственную отсталость от грубой педагогической запущенности, - это отсутствие зоны ближайшего развития (ЗБР).

С точки зрения психофизиологии, при олигофрении нарушена подвижность психических процессов, что приводит к инертности во всех видах деятельности, трудностях переключения с одной операции на другую, персеверациям в двигательной, речевой и интеллектуальной сферах. Локализация нарушений при умственной отсталости, олигофрении, состоит в недоразвитии наиболее сложных и поздних мозговых структур (третичных ассоциативных зон): префронтальных, переднелобных отделов и теменно-височно-затылочных (зона TPO). Таким образом, наиболее страдают сукцессивные, развернутые во времени, психические процессы, к которым относится движение, речь, мышление. В процессе обучения у детей-олигофренов отчетливо проявляются трудности осуществления выбора, недостаточность рефлексии. Но было бы ошибкой полагать, что при олигофрении полностью отсутствует какая-либо опора для проведения коррекции и абилитации.

Эмоциональная сфера является в данном случаем самой сохранной. Эти дети синтоничны, способны отзеркаливать и подстраиваться под эмоции окружающих. В целом, агрессия не характерна для детей-олигофренов, однако могут отмечаться как проявления внешней, инструментальной агрессии, так и аутоагрессии. Дети-олигофрены очень внушаемы, некритичны, и практически не сравнивают себя с другими. Неврозоподобная симптоматика не характерна при олигофрении, так же как и повышенная утомляемость и быстрая пресыщаемость. Олигофрения может быть отягощена в результате развития соматических заболеваний различными проявлениями органической недостаточности в виде повышенной утомляемость, истощаемости, астенизации.

Необратимый характер нарушения не означает, что детям, страдающим олигофренией не возможно оказать помощь. Несмотря на рамки, накладываемые болезнью, развитие ребенка не останавливает. В рамках умственного недоразвития продолжают функционировать процессы компенсации и декомпенсации (Э.Г. Эйдемиллер). Толчком к развитию декомпенсаторных процессов могут послужить соматические заболевания, высокая нагрузка, физические травмы, стрессовые ситуации. Необходима группа специалистов, обязательно включающая детского психиатра и психолога, постоянно наблюдающих умственно отсталого ребенка.

Для предупреждения возможных ухудшений состояния ребенка необходима работа с членами семьи, которая бы могла помочь родителям понять его ограничения и возможности с целью избежания завышенных требований к ребенку или же, наоборот, приуменьшения его способностей. Детей, страдающих олигофренией можно встроить в социум (в зависимости от степени дефекта), обучить простым навыкам и операциям, которые могут быть использованы в несложной механической работе.

Возврат к списку




+7 (495) 792-74-56 (круглосуточно)

Внимание акция! Скидка на пребывание и лечение.
 
9 500 руб в сутки, включая МРТ!
Каждую пятницу консультации бесплатно. Запишитесь по телефону.