Аутизм

Для того, чтобы можно было с большой долей уверенности говорить о РДА (синдроме Каннера) у ребенка должен наблюдаться следующий комплекс нарушений: начало проявлений заболевания до возраста до 2-3 лет, затруднения в установлении контактов с окружающими вплоть до их невозможности; отгороженность от внешнего мира с игнорированием его сигналов; нарушения речевой и невербальной коммуникации (мимика, жесты, интонации) с непосредственными или отсроченными эхолалиями; нарушение зрительного контакта (уклоняющий взгляд или взгляд «сквозь предметы»); задержка формирования представлений о себе, своем «Я»; страх и негативная реакция на все новое (вплоть до аффективного взрыва); стереотипность интересов, пищевых предпочтений, игр и движений. Из-за ярко выраженных речевых проблем детям с аутизмом часто ставят диагноз «общее недоразвитие речи» (ОНР) или «алалия».

Однако при аутизме, в отличие от ОНР и алалии, на ранних этапах речь может развиваться достаточно нормально, более того, нередко отмечаются случаи ускоренного речевого развития вплоть до 3 лет. Часто из-за отсутствия ответных реакций ребенка на речевое обращение у взрослых складывается впечатление, что ребенок глух или плохо слышит. Неслышащие дети отличаются от детей с аутизмом тем, что при общении достаточно свободно используют разнообразные выразительные средства невербальной коммуникации (мимика, жесты, позы, указательные движения), что нетипично при аутизме.

До сих пор продолжаются дискуссии относительно причин возникновения данного нарушения. Высказываются разные предположения: генетическая патология, органические и функциональные нарушения центральной нервной системы, нарушения восприятия и переработки информации, личностные особенности родителей и стиля воспитания и пр. В отечественной психологии наиболее характерной чертой аутизма считается неравномерность, асинхроничность развития (тип дезонтогенеза - «искаженное развитие» по Лебедеву), которые свойственны не только интеллектуальному развитию, но и развитию психики и поведения в целом, проявляющиеся практически на всех уровнях функционирования организма. У ребенка может быть одновременно опережающее речевое развитие, сочетающееся с крайним низким уровнем развития как мелкой, так и крупной моторики. Таким детям свойственна двигательная неловкость, нарушения походки, моторные стереотипы (различные вращения и хлопки, взмахи обеими руками или локтями при максимальном сгибе, раскачивание тела из стороны в сторону, потряхивание головой). В интеллектуальной сфере наблюдается также асинхрония: показатели развития вербального мышления диспропорционально больше, чем невербального интеллекта.

Ранее бытовало мнение, что дети с аутизмом исключительно интеллектуально одарены, однако по данным последних исследований до 70% из них имеют выраженное снижение интеллекта, вплоть до умственной отсталости. Уровень речевого развитие детей с аутизмом может быть крайне вариативен (от полного отсутствия речи, мутизма, до опережающего развития на ранних этапах), но при этом имеются общие, характерные для всех черты. Использование речи в коммуникативных целях ограничено или отсутствует. Речь эхололична, аграмматична, ее эффективное использование за рамками привычных бытовых ситуаций затруднено, ограничена способность к ведению диалога, в речи часты безличные формы глаголов и употребление местоимений в 3-м лице (о себе предпочитает говорить не «я», а - «он, она»). При этом у некоторых детей может быть очень образная речь, с использованием сложных синтаксических конструкций (обычно, при синдроме Аспергера).

Многие дети с аутизмом осваивают от 5 до 10 (иногда более) слов, произнося их в течение короткого времени, а затем прекращают их использование. Другая половина детей после появления у них признаков отставания в развитии речи в течение первых 2,5 – 6 лет, начинают механически повторять то, что слышат от других. Начиная с 7 –12 лет, возможны значительные различия в уровне развития речи у детей с аутизмом, даже у тех, кто имел одинаковый уровень развития в 3 года. Небольшое число людей хорошо развиваются в подростковом возрасте, особенно в сфере речевой деятельности. В то же время приблизительно 1 из 5 опускается на более низкий уровень развития, происходит потеря навыков речи и возврат к эхолалиям и полилалиям в качестве основного вида коммуникации.

В целом, аутисты могут отлично понимать отдельные слова, но затрудняются при понимании их в контексте. Таким образом, в основном, нарушается не речь как таковая, а способность ребенка улавливать значение используемого в общении языка. При аутизме наблюдаются разнообразные нарушения эмоциональной сферы. Затруднена дифференциация «живое – неживое», типично отношение к людям как к вещам, в которых интересует какое-то отдельное свойство, например, яркая деталь одежды.

В большинстве случае дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам. Для многих детей с аутизмом свойственна низкая болевая чувствительность, что увеличивает риск физического повреждения. Часто поведение характеризуется гиперактивностью и аутоагрессией. Некоторые дети в компании сверстников начинают кричать и бить себя, требуя, чтобы их оставили в одиночестве, другие же стоят в углу спиной к остальным. Основой нарушения формирования социальных навыков является недостаток взаимодействия и отсутствие желания оставаться в контакте с партнером. Игровая деятельность детей с аутизмом также отличается: они предпочитают играть одни, часто стереотипно механически манипулирует собственно не игровыми, а бытовыми предметами (крышки, кастрюли и пр.), особый интерес вызывают блестящие, издающие звуки предметы, а также вода, песок, мелкие камешки, которые они могут перебирать в течение долгого времени.

При синдроме Аспергера все описанные нарушения выражены значительно меньше и в более сглаженной форме. Обычно для таких людей типичен нормальный или даже высокий интеллектуальный уровень (с сохранение диспропорции в развитии вербального и невербального интеллекта), речь используется в коммуникативных целях, значительно лучше развиты социальные навыки, и в целом, люди достаточно адаптированы в жизни.

При процессуальном аутизме (аутизм как вторичный симптом при шизофрении), в отличие от РДА, наблюдается нарастание тяжести состояния, появляются все новые патологические проявления вплоть до бреда и галлюцинаций. Для РДА же характерна тенденция к разной степени положительной динамики, которая определяется как уровнем развития речи, интеллекта, возрастом начала заболевания, так и наличием органических поражений центральной нервной системы и временем начала лечения. Статистика свидетельствует, что медикаментозная и психолого-педагогическая помощь наиболее эффективны в дошкольном возрасте, при более позднем начале лечения в большинстве случаев возможна только симптоматическая терапия. Наталья Сулимова, психолог-консультант.

Возврат к списку




+7 (495) 792-74-56 (круглосуточно)

Внимание акция! Скидка на пребывание и лечение.
 
от 5 500 руб в сутки! подробнее...
Каждую пятницу консультации бесплатно. Запишитесь по телефону.