Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихология детского возраста – область психологии, изучающая мозговую организацию психических функций. В последнее время она приобретает всю большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью или несформированностью. Методологической основой нейропсихологической диагностики и коррекции является разработанный в отечественной нейропсихологии системно-динамический подход к локализации высших психических функций (А.Р. Лурия).

Данный подход имеет целью поиск основной причины – нейропсихологического фактора, определяющего весь ход развития ребенка и картину имеющихся у него трудностей. При различных поражения центральной нервной системы ни одна психическая функция никогда не нарушается полностью, часть ее составляющих остается сохранной. Все психические процессы складываются как сложное целое, состоящее из взаимосвязанных между собой звеньев, и обеспечиваются набором действующих мозговых структур. При этом составляющие высшей психической функции находятся в определенных отношениях. Одно и то же звено может входить в различные психические процессы, и соответственно, одна и та же структура мозга участвует в обеспечении нескольких психических функций. На этом основании разработаны подходы к психологической коррекции, где психические функции, нарушенные в одном из своих компонентов, могут быть переструктурированы за счет опоры на полноценно работающие звенья как внутри поломанной функции, так и за ее пределами.

Опыт нейропсихологического консультирования детей показал адекватность и информативность данного подхода, т.к. именно позволяет решить ряд актуальных, насущных задач. Благодаря нейропсихологическому подходу практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Кроме этого, только нейропсихологический анализ какой-либо недостаточности способен вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер.

В настоящее время активно развивается нейропсихология нормы, занимающаяся изучением не только специфических нарушений, обусловленных органическими поражениями мозга, а изменениям в его функционировании, связанными с повышенными нагрузками на нервную систему и психическую сферу, затрудняющими адаптацию человека в различных сферах жизни. Одной из таких ситуаций является начало обучения ребенка в школе. Социальная ситуация развития ребенка изменяется коренным образом, к нему начинают предъявляться новые требования, изменяются правила его поведения, что может отразиться, в частности, и на школьной успеваемости. Психические функции развиваются в процессе роста ребека, и к тому моменту, когда ребенок идет в школу, у него должен быть определенный уровень развития таких психических функций как внимание, память, мышление, речь. Часть школьников имеет некоторые неврологические симптомы, свидетельствующие о неблагополучии нервной системы, но недостаточные для постановки собственно медицинского диагноза (так называемые, минимальные мозговые дисфункции).

Наиболее чувствительными к стрессовым воздействиям оказываются те составляющие психической деятельности, которые функционально связаны с дефицитарными структурами мозга. Это также может сопровождаться регрессом недостаточно закрепленных в опыте ребенка психических функций, особенно, касающихся способов произвольного контроля и регуляции собственной активности. В этом случае можно говорить о задержке темпов анатомического развития мозга. В то же время одной только зрелости анатомических структур мозга недостаточно для полноценного психического функционирования. В процессе работы мозга происходит объединение различных мозговых зон в ходе их совместной деятельности в системы за счет формирования новых нейрональных связей, устойчивых рефлекторных объединений. Подобные «функциональные органы» формируются прижизненно и в дальнейшем действуют как единое целое, характеризуясь, одновременно, достаточно устойчивостью и возможностью перестройки за счет замены отдельных компонентов на другие (механизм компенсации).

Таким образом, причины недостаточной сформированности составляющих психических функций могут быть различны.

Во-первых, возможна такая ситуация, при которой предъявляемые ребенку требования могут не совпадать по времени со стадией нормального анатомического и функционального развития мозга, опережая его возрастную готовность к выполнению учебных задач.

Во-вторых, может иметься отставание, отклонение в анатомическом развитии отдельных мозговых структур.

В-третьих, при отсутствии патологии морфологического созревания мозга может не складываться соответствующий уровень функционирования, в частности, из-за отсутствия в жизни ребенка адекватных запросов от предметной и социальной среды.

Важно знать время морфологической готовности соответствующих мозговых зон, чтобы актуализировать их активность, стимулируя ее постановкой задач с некоторым опережением относительно пика зрелости структур мозга и совместным со взрослым их выполнением. В-четвертых, в процессе развития мозговых функциональных органов не проработаны необходимые связи между различными структурами мозга и между психическими процессами (памятью, вниманием, произвольной регуляцией и контролем). В зависимости от причин, имеющихся трудностей, и нарушенных, недостаточно сформированных составляющих психических функций (факторов) строится индивидуальная нейропсихологическая коррекционная программа. Основным методологическим принципом нейропсихологической коррекции является принцип выявления не только дефицитарных, но и сохранных психических функций, звеньев, с опорой на которые и строится индивидуальная коррекционная программа.

Коррекция осуществляется курсами по 10-15 занятий (часовых). В случае серьезных нарушений (ЗПР, УО) рекомендованы повторные курсы через 2-3 месяца. Коррекция детей с отставаниями и отклонениями в психическом развитии включает в себя два направления. С одной стороны, это традиционных собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей при усвоении школьных знаний и формировании ВПФ. С другой стороны – это методы двигательной коррекции (телесно-ориентированные), направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений и пр. Воздействие на сенсо-моторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ., т.к. оно является основным для дальнейшего развития ВПФ, то в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам.

Для достижения необходимого эффекта когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учетом их взаимных влияний. Наталья Сулимова, психолог-консультант

Возврат к списку




+7 (495) 792-74-56 (круглосуточно)

Внимание акция! Скидка на пребывание и лечение.
 
9 500 руб в сутки, включая МРТ!
Каждую пятницу консультации бесплатно. Запишитесь по телефону.